ПОЛЕ БИТВЫ – ФАНТАСТИКА

http://www.kprf.org/showpost-p_65266-postcount_2.html

Александр Елисеев

Современная русская фантастика соединила в себе прагматизм и героику, заряд братолюбия и соборности с оптимистическим видением грядущей России

ПОЛИТИКА И ВООБРАЖЕНИЕ

Фантастика теснейшим образом связана с политикой, как, впрочем, и другие жанры. Нравится это кому-то или не нравится, но политика пронизывает собой все сферы человеческой деятельности. Это, безусловно, касается и литературы, а также ее младшего родственника – кинематографа. И Ленин, в общем-то, был прав, когда в статье «Партийная организация и партийная литература» разоблачал миф о «независимом творчестве». Аполитичной литературы не может быть в принципе, ведь любой писатель живет в обществе, а значит, так или иначе, но выражает общественные настроения. К Ленину можно относиться по-разному, но его талант как политика никто не отрицает. Вот почему в данном вопросе – о соотношении творчества и политики – к нему стоит, как минимум, прислушаться.

Кстати сказать, Ильич отлично понимал и политическое значение фантастики. Так, он однажды обратился к своему товарищу и оппоненту по РСДРП, писателю А. Богданову, с предложением написать книгу, в которой описывается, как капиталисты из жадности истощили все недра, загрязнили воздух и подвели планету к гибели. Сам Богданов был одним из пионеров отечественной фантастики: его перу принадлежат очень интересные произведения – «Красная звезда» и «Инженер Мэнни». В них описываются высокоразвитые цивилизации, созданные марсианами. Причем в «Красной звезде» показано именно коммунистическое общество.

В дальнейшем, уже советская литература неоднократно пыталась создать образ будущего. На это ниве изрядно поработали И. Ефремов, братья А. и. Б. Стругацкие, А. Казанцев, Г. Гуревич и многие другие. Получалось достаточно интересно, но в политическом плане советская фантастика все-таки проиграла – как и сама советская цивилизация. И здесь очень показательна эволюция Стругацких, которые были создателями блистательного «мира Полдня» и которые все-таки отказались от этого мира – подобно тому, как СССР отказался от коммунистического будущего.

Надо сказать, что у советской фантастики было очень много изъянов, о которых можно и нужно рассуждать отдельно. Отмечу лишь один, очень важный. Советская фантастика была неимперской и, в чем-то даже антиимперской. Ее отличал какой-то избыточный гуманизм, граничащий с благодушием. Более того, очень часто предпринималась попытка уйти от многих основ существования человеческого общества. Так, даже и в коммунистических романах братьев Стругацких происходит вполне откровенное отрицание героизма. В знаменитом романе «Полдень. Двадцать второй век» космодесантник Горбовский считает героизм совершенно вредным и ненужным пережитком прошлого.

Но ведь космическая тема, да и, вообще, тема будущего, немыслима без экспансионизма, без героического преодоления. А у советских фантастов вместо экспансии на первый план ставится эксперимент (технический и социальный). Причем эксперимент, который слишком уж обильно приправлен альтруизмом и гуманизмом.

Отдельная тема – отношение к возможному контакту с инопланетными цивилизациями. В советской фантастике господствовало почти всеми разделяемое утверждение о том, что «за орбитой – врага нет». Есть либо мудрые высокоразвитые цивилизации, которые давно изжили любой экспансионизм, либо несчастные отсталые миры, которым нужна помощь землян.

На этом фоне западная фантастика выглядела намного более внушительно. Она рассматривала воображаемый мир будущего как проекцию современного ей мира – с его постоянной борьбой. И это образ активно использовался в политической борьбе. Достаточно только вспомнить «Звездные войны», которые стали мощным пропагандистским оружием, направленным на разрушение советской «империи зла». Одновременно западные элитарии всячески запугивали советское руководство космической «стратегической оборонной инициативой», которая оказалась грамотно построенным блефом. В конечном итоге, нервы у советских вождей не выдержали, и они все-таки пошли на губительное сближение с Западом. Вот так фантастика идет рука об руку с политикой.

А еще позднее американский киноагитпроп разразился еще одной талантливой поделкой – «Звездным десантом». В нем были показаны доблестные американские рейнджеры, сражающиеся с некими инопланетными разумными пауками. В данном случае западному обществу представили уже образ нового врага – «международный терроризм», свивший свои гнезда в странах третьего мира.

+1
0
-1